Школьное образование ждет масштабная диджитализация с искусственным интеллектом
Школьное образование в ближайшие годы может ждать масштабная диджитализация в привязке к новым технологиям искусственного интеллекта и построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры.
Исследователи предполагают, что диджитализация образования в будущем значительно снизит роль школы как социального института, потому что фактически перейдет в цифровой формат. При этом в ближайшее десятилетие этот сценарий не может быть реализован, обращают внимание в ВШЭ. Значимым трендом и вызовом для системы образования, по мнению экспертов, стало появление ИИ, облачных хранилищ больших данных. В ВШЭ считают, что это сделает устаревшими определенные форматы обучения.
Уже сейчас ИИ используется для оптимизации обучения на платформах онлайн-курсов, создаются чат-боты – репетиторы и чат-боты, способные написать научный текст. «ИИ будет использоваться в расширении доступности образования при потребности в переподготовке, наставничестве, персонализации обучения, автоматизации административных задач, оценке работ, разработке новых методических продуктов», – отмечается в докладе. Мировой рынок образовательных продуктов на основе ИИ растет – по прогнозам Международной финансовой корпорации, он достигнет $10 млрд к 2026 г., ожидаемый рост составит 45,1% с 2019 г.
Один из главных рисков цифровизации в образовании – это рост образовательного неравенства из-за неравенства в доступе к цифровым технологиям. Развитие технологий, с одной стороны, поможет сформировать адаптированные под конкретного потребителя продукты, но с другой – приведет к необходимости изменения содержания образования и методик преподавания. Несмотря на общее увеличение доступа населения к образованию, высокий уровень образовательного неравенства по-прежнему будет сохраняться, заключили исследователи.