Счетная палата оценила цифровизацию российских школ
Цифровизация системы общего образования – одна из ключевых задач государственной политики, на решение которой в последние годы направлен значительный объем господдержки. Счетная палата оценила меры, реализуемые в этой сфере, и отметила ряд положительных изменений, в том числе рост количества школ с высокоскоростным интернетом и улучшение материально-технической базы.
«Начиная с 2016 года в целом наблюдается положительная динамика в части оснащенности образовательных учреждений цифровыми технологиями: количество образовательных организаций с максимальной скоростью доступа к сети Интернет выросло в 3,7 раза, а количество персональных компьютеров в школах увеличилось почти на 28 %», – рассказал на Коллегии аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев
Всего с 2016 по 2021 год непосредственно на внедрение цифровых технологий в школы из федерального бюджета было направлено 71,8 млрд рублей. Кроме того, 66,7 млрд рублей направлены на подключение к сети Интернет социально значимых объектов Российской Федерации (помимо школ это также фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, органы государственной власти и местного самоуправления, пожарные части и пожарные посты, культурные и иные социально-значимые объекты).
«Важно отметить, что системный подход к цифровизации общего образования начал оформляться с запуском нового поколения национальных проектов в 2018–2019 годах. Благодаря запуску нацпроекта «Образование» механизм финансирования мероприятий по внедрению цифровых технологий в школах стал прозрачным: направления этих расходов получили отражение в структуре кодов бюджетной классификации. Также значительно вырос объем господдержки, направляемой на цифровизацию. Он увеличился более чем в 4,7 раза – с 2,9 млрд рублей в 2018 году до 13, 6 млрд рублей в 2019 году».
Положительная динамика также наблюдается в части цифровых компетенций педагогического состава и учащихся, а также применения цифровых технологий для обеспечения образовательного процесса. Например, выросло количество школ, использующих системы электронного документооборота, электронные журналы и/или дневники.
Однако наряду с положительными эффектами выявлен ряд системных проблем, которые тормозят процесс цифровизации общего образования. В первую очередь – это касается системы стратегического целеполагания в этой сфере. Так, в настоящее время в России нет единого отраслевого документа, который бы определял принципы, приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации сферы образования. В результате долгосрочные приоритеты в сфере образования, в том числе в части цифровизации, фиксируются преимущественно стратегических документах, имеющих рамочный характер по отношению к данной сфере, например, в Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы.
Наблюдаются недостатки и в части нормативного правового регулирования процессов цифровизации. В частности, на уровне федерального законодательства отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая образовательная среда».
Кроме того, отмечается нехватка специалистов, которые могли бы развивать технологические решения, применяющиеся в системе школьного образования. По мнению Счетной палаты, для решения этих задач нужно привлекать в школы технических специалистов и ввести кадровую позицию заместителя директора по информатизации и внедрению цифровой образовательной среды. К позитивным сдвигам приведет и увеличение необходимого методического сопровождения по использованию новых технологий в рамках занятий. По мнению респондентов, опрошенных Счетной палатой, практика преподавания школьных дисциплин с применением новой цифровой среды остается неохваченной областью деятельности со стороны методистов. Конкретным дидактическим приемам работы с технологиями и другими инструментами педагоги чаще всего обучаются неформально: общаясь друг с другом на конференциях, в рамках обмена опытом между школами, за счет иных коммерческих курсов и т. д.
По итогам анализа Счетная палата направила в Правительство ряд предложений, по совершенствованию процессов цифровизации российских школ. В частности, было рекомендовано разработать единую отраслевую стратегию развития образования, в том числе включающую принципы, приоритеты, цели и задачи цифровизации данной сферы, а также дополнить федеральный проект «Цифровая образовательная среда» показателями и результатами, характеризующими уровень цифровой квалификации педагогов.
Источник: Счетная палата